В помощь предпринимателю
Центр поддержки предпринимательства Темрюкского района

Адрес: г. Темрюк, ул. Октябрьская, 8, кабинет № 6
Телефон: 8(86148)5-16-35
Консультант: Белашова Елена Николаевна
Режим работы:
Понедельник – четверг с 8 до 17.00, перерыв с 12 до 13
Пятница с 8 до 16.00, перерыв с 12 до 13



Телефоны "горячей линии"
1. Государственная инспекция труда в Краснодарском крае:
тел. 8(861) 9910955;
2. Министерство труда и Социального Развития Краснодарского края:
тел. 8(861) 2523315;
3. Министерство экономики Краснодарского края:
тел. 8(861) 2107050;
4. Администрация Муниципального образования Темрюкский район:
тел. 8(86148) 52938;
5. Горячая линия отдела по работе с обращениями граждан администрации муниципального образования Темрюкский район:
тел. 8(86148) 60212;
6. 5. Администрация Краснострельского сельского поселения Темрюкского района: тел. 8(86148) 92568.
Фонд капитального ремонта МКД
Газета Орбита
Погода
Яндекс.Погода
Как защитить пенсионера от мошенников: несколько важных правил.

2021-07-19

Стать жертвой мошенников может любой человек, но чаще всего на удочку попадаются пенсионеры. Изворотливые дельцы умело заговаривают пожилых людей, убеждают в своей правоте, и те отдают им свои сбережения. Призвать мошенников к ответственности сложно — они выбирают такие изощрённые схемы, что их практически невозможно выследить.

 

Почему пенсионеры — самая уязвимая категория:
Людьми преклонного возраста легко манипулировать. Они, словно дети, наивны и доверчивы, их проще ввести в заблуждение, запугать.

Пенсионеры плохо разбираются в новых технологиях, не могут проверить информацию в интернете.
Людям преклонного возраста, не привыкшим пользоваться банкоматами и картами, ничего не стоит выдать секретные данные для доступа к счёту.

Старики привыкли безоговорочно доверять каждому, кто произнесёт «соцслужба», «полиция», «собес» или волшебное слово «бесплатно».

У пенсионеров, особенно одиноких, ввиду изолированного образа жизни обострена потребность в общении, они охотно идут на контакт.

Мошенники всегда убедительны и могут ввести в заблуждение даже самого подозрительного пенсионера. Предъявляют документы с печатями, удостоверения. Уважительно разговаривают, доходчиво объясняют, покоряют желанием помочь. При таком отношении сложно не довериться.

Популярные схемы мошенничества:

Медицинский обман.
В период пандемии коронавируса этот вид манипуляции людьми стал наиболее актуальным. Аферист звонит по телефону, представляется сотрудником поликлиники и говорит, что государство обязало пенсионеров пройти обследование на COVID-19, настаивает на покупке лекарства для профилактики.

«Сотрудник» убедителен, чётко отвечает на вопросы, использует медицинскую терминологию. Человек верит, переводит деньги и ждёт медработника, который привезёт лекарство и проведёт обследование на дому. Естественно, никто не приезжает, после звонка в поликлинику факт обмана подтверждается.

Ещё вариант: звонок из «поликлиники», пугают — у вас обнаружено серьёзное заболевание, нужны лекарства и медицинские приборы. Мы доставим.

Банковские аферы
Аферист звонит по телефону и представляется сотрудником безопасности банка. Сообщает, что с карты клиента был совершён платёж, который вызвал подозрения. Уточняет, делал ли человек такую операцию (естественно, нет). Предлагает вернуть деньги, для чего просит сообщить номер карты, срок действия и CVV-код — то есть то, что сообщать нельзя. Нередко мошенники отправляют SMS c текстом: «Ваша карта заблокирована, отправьте код для разблокировки», «Вам положена компенсация, для получения пришлите код». 

В надежде получить выплату или защитить свои деньги пенсионер раскрывает секретную информацию. Мошенник опустошает карту. Только потом человек понимает, что его обманули.

Аферы коммунальщиков и ремонтников
Мошенники приходят в дом пенсионера и предлагают услугу: прочистить вентиляцию со скидкой, установить суперфильтр для воды и т. п. Убеждают, манипулируют пожилыми людьми, берут высокую оплату, а если нет денег, предлагают кредит.

Опасность кредита в том, что фирма мошенников может работать официально, и в случае подписания договора оснований для возбуждения уголовного дела нет. Вернуть деньги невозможно, а при неуплате по кредиту аферисты могут даже подать в суд.

Не редкость — звонки с сообщением о несуществующей задолженности по коммунальным услугам, которую требуется оплатить срочно, чтобы не начисляли пени.

Социальная помощь
Позвонив по телефону и представившись сотрудником соцзащиты или подобной организации, аферист сообщает пенсионеру, что ему положена какая-то доплата или надбавка. Но нужно оплатить комиссию за перевод.

Бывает, мошенники наносят визит лично. Липовых сотрудников собеса или пенсионного фонда пенсионеры доверчиво впускают в дом, даже не догадываясь проверить их удостоверения. По этой же схеме работают мошенники, которые представляются сотрудниками управляющей компании, ресурсоснабжающей или любой другой организации. Например, пенсионерам могут предложить проверку счётчиков. Как правило, мошенники ходят по двое. Один отвлекает старика, другой ищет ценности.

Звонки из полиции
Простая схема манипулирования людьми: сотрудник полиции сообщает по телефону, что родственник пенсионера попал в ДТП или совершил преступление. Чтобы избежать уголовной ответственности, нужна взятка. Требуется перевод денег или их передача курьеру. Важно помнить и предупредить близких: если поступает подобный звонок, в первую очередь нужно лично позвонить «пострадавшему» и убедиться, что у него хорошо.

Ложные выигрыши
Приходит смс с информацией о выигрыше денег, машины, ценного приза. Для получения «выигрыша» аферисты просят перевести сумму на уплату налогов или пошлин и как только получают деньги — исчезают.

Продажи «полезных» вещей
Одна из первых схем мошенников — продажа людям суперпылесосов, газоанализаторов, чудодейственных приборов от давления и т. п. Продают настолько навязчиво и убедительно, что пенсионер сдаётся и покупает втридорога, берёт кредит, а потом отбивается от коллекторов.

Что делать, чтобы защитить пожилых людей

1. Разъяснительная работа
Старики часто упрямы, но нужно регулярно напоминать им, что нельзя впускать в дом посторонних. Можно установить видеодомофон, чтобы видеть пришедшего. Если визитёр представляется работником соцслужбы, нужно узнать его Ф. И. О. и рабочий телефон, а также уточнить в самой организации, правда ли они их сотрудники. Для этого телефон социальных и коммунальных служб должен быть у пожилого человека всегда под рукой.

Также объясните, что никому и никогда нельзя отдавать паспорт и пенсионное / ветеранское удостоверение и верить в выигрыши без участия в розыгрышах.

2. Внешние меры безопасности
Телефонные обманщики воруют или покупают базы номеров пенсионеров. А те, что ходят по домам, вычисляют жертв иначе: захламлённые балконы, обшарпанные двери…

В первую очередь, нужно расхламить балкон и по возсожности поменять входную дверь на современную металлическую, пусть и недорогую. Наклейка «объект охраняется» не раз обманывала мошенников. Также можно купить муляж камеры видеонаблюдения.

Во-вторых, нужно повесить замок на почтовый ящик, если его нет. По счетам-извещениям легко узнать Ф. И. О. жильца, число прописанных, какие есть льготы — первая информация для мошенников.

3. Финансовая безопасность
Для одиноких и болеющих пенсионеров оптимально получать пенсию дома. Но всё же деньги, которые находятся на банковской карте, — в большей безопасности. К тому же аферисты нередко формируют базу пенсионеров, наблюдая, в какие квартиры заходит почтальон в пенсионный день.

Предотвратить манипуляцию пожилыми людьми можно, проведя разъяснительную беседу, но это не всегда работает. Можно пойти на крайние меры: стереть CVC-код лезвием или ножом. Случайно выдать секретные данные уже не получится, как и сделать опрометчивую покупку в «магазине на диване». Платить такой картой в обычном магазине можно, снимать наличные — тоже да. Однако это не спасёт от главной опасности: передачи данных карты и секретного кода аферистам. Чтобы этого не произошло, можно привязать карту к отдельному номеру телефона (например, своему) или настроить отправку оповещений таким образом, чтобы их получали сразу и ваша бабушка, и вы. Таким образом, если вы заметите подозрительную активность, можно сразу предупредить об этом родственника. 

Чтобы свести к минимуму возможность передачи аферисту наличных, установите лимит снятия денег с карты, например суммой в пару тысяч рублей. Родственник не сможет снять больше, позвонит вам за помощью, и вы расспросите, зачем ему деньги.

4. Технические средства защиты
Главная рекомендация — побольше рассказывайте о мошеннических схемах, учите их быть более внимательными. И, конечно, не забывайте о пожилых родственниках, чаще звоните, чтобы убедиться, что у них всё в порядке.

Однако возможность быть рядом есть не всегда, но несколько недорогих приборов, которые добавят вам спокойствия за близких:

Видеоглазок. Работает как звонок, фотографирует посетителей, может отправлять фото вам на телефон, если подключён к интернету через Wi-Fi.

IP-камера. Работает через интернет, пишет на MicroSD. К трансляции можно подключиться из любой точки мира со смартфона. Удобно в поездках.

Брелок с тревожной кнопкой. Используется пожилыми людьми, когда пришли посторонние или когда нужна помощь. Зона действия — 10–15 м от дома.

Альтернативой этим гаджетам могут стать смарт-часы для пожилых людей. С ними ваш близкий постоянно будет связи и сможет рассчитывать на оперативную помощь близких, если это потребуется. И речь идёт не только о мошенниках, но и о любой другой экстренной ситуации.